Главная
->
->
Садоводство
->
Регулярные садово-парковые ансамбли
Регулярные садово-парковые ансамбли
Регулярные садово-парковые ансамбли
Формальный сад имел ярко выраженную основную ось всей композиции — своего рода стержень распланированного пространства. Сад обязательно обносился высокой стеной, сложенной из кирпича или камня, ведь сад — это продолжение дома только под открытым небом; за стеной создавался свой особенный мир, не имеющий ничего общего с внешним.
Доминирующим центром любого садово-паркового комплекса являлся замок или дворец, который, как правило, находился на возвышенном месте; все оси и центральные аллеи парка непременно сходились к зданию. Ворота традиционно располагались строго напротив входа в дом, а связующим началом являлась широкая парадная аллея. Перед дворцом всегда располагался так называемый партер — плоская ровная часть сада (от французского слова par terre — «на земле»). Между зданием и садом обязательно возводились террасы, с которых было удобно любоваться парком и наблюдать за прогуливающими по нему людьми. Но главная задача террас состояла в создании визуальной связи между домом и садом.
В регулярном саду все дорожки должны быть прямыми; самая лучшая форма для цветника — квадрат. Живые изгороди по традиции формировались из высоких деревьев — липы, вяза или граба, причем изгородь должна быть непременно идеально ровной и плоской, чтобы действительно она выглядела как сплошная стена. С их помощью в садах создавались лабиринты, зеленые беседки, комнаты и коридоры.
Излюбленный прием оформления регулярного сада — причудливые топиари. Симметрия находила выражение в зеркальном построении орнаментального цветочного или зеленого узора партера, причем в цветниках преобладал какой-либо один цвет; растительная пестрота не только не приветствовалась, она напрочь отвергалась стилем. Бархатные газоны были идеально подстрижены и имели абсолютно ровные края.
Законы регулярного стиля диктовали свои требования и при строительстве водоемов — еще одного из непременных атрибутов формального сада; протяженные каналы подчеркивали четкость осевых линий сада, а его центр занимали фонтаны. Они состояли, как правило, из каменного или кирпичного бассейна и были украшены скульптурами.
Мосты возводились из кирпича или камня и очень редко бывали деревянными. Подпорные стенки террас, также сделанные из камня или кирпича, украшались гротами, углублениями для скамеек или нишами, где находилось место для многочисленных садовых скульптур. В них же нередко устраивались потайные дверки, за которыми садовники хранили свой инструмент.
В регулярном саду было принято устраивать прогулочные аллеи, это типичный парковый элемент. Деревья должны были быть небольшими и иметь шарообразную или конусовидную крону, а, следовательно, использовались культуры, хорошо переносящие стрижку. Между стволами сажали кустарники и многолетние растения скромных неброских расцветок.
В садах континентальной Европы, особенно — Франции, регулярный стиль предполагал использование кадочных растений, более того, французский сад без них переставал быть таковым. Излюбленные растения французского сада — цитрусовые, но использовались и лавровые деревца, чаще в виде штамба. Растения располагали попарно по обеим сторонам аллеи или дорожек, перед входом в дом или у ворот, рядом с вьющим из стены фонтаном.
Парное расположение кадочных растений служило дополнительным средством, усиливающим и подчеркивающим симметрию.
В контейнерах выращивали также самшит и тис, которым придавали с помощью стрижки геометрические формы — квадрата, конуса, шара, цилиндра или прямоугольной колонны. Какая бы форма не выбиралась, она обязана была быть идеальной.
Регулярный сад широко использовал малые архитектурные формы — садовые скульптуры, балюстрады, каменные скамьи, лестницы, вазы, солнечные часы, фонтаны и др. Однако садовая скульптура в Англии не играла столь значимой роли, как в континентальной Европе и особенно — во Франции. Излюбленное украшение английских парков — садовые часы.
Смотрите по этой теме - Регулярный стиль сада